Продолжается подписка на наши издания! Вы не забыли подписаться?

ООО РЦ НИТ “Самара“, ООО “Диал-Софт“

Информационные системы в управлении

Компьютер и управленец

В школьном учебнике по информатике компьютер определяется как средство для отбора, приема, хранения, обработки и, наконец, выдачи информации. Если в этом определении слово “компьютер“ заменить на “управленец“, а слово “средство“ — на “субъект“, то, кажется, что получится почти полное определение чиновника. Действительно, все чиновники, начиная от самого главного — президента, работают с информацией. Единственно, что не делает эти определения тождественными, так это таинство принятия управленческого решения. Несмотря на все попытки построить искусственный интеллект, до человека компьютеру еще далеко. В этом смысле намного ближе сравнение управленца с программистом — оба пытаются построить алгоритмы поведения сложных систем. Одни в виде программ, другие в виде организационной структуры и должностных инструкций.

Все эти сравнения настолько очевидны, что уже с появлением первых вычислительных машин стройные ряды программистов пошли на помощь (небескорыстную) управленцам. А с появлением на свет персональных компьютеров (в России — на рубеже 90-х годов) предложения что-нибудь “внедрить“ стали просто назойливыми. Предложения автоматизировать все и вся посыпались как из рога изобилия. Это был золотой век для программистов и продавцов вычислительной техники. Предложения построить всеобъемлющую Информационную Систему (ИС) организации благосклонно принимались руководителями. Закупалась современная техника, разворачивались вычислительные сети, разрабатывалась масса программ, чтобы учесть все, что можно учитывать.

Однако с середины 90-х годов экономическая ситуация в стране стала ухудшаться. По мере того, как падали доходы, на первый план стала выходить минимизация затрат. А уж по этой части построение ИС может дать фору многим другим затратам. Итак, деньги потрачены, а обещанного облегчения в управленческой деятельности так и нет. Вместо всеобщей автоматизации, на руинах “золотого века“ остались лишь островки бухгалтерии, кадрового учета и еще нескольких учетных задач. (Спасибо им за то, что не дали полностью дискредитировать идею автоматизации). Однако облегчение в работе получили лишь некоторые низовые звенья системы управления, а информация руководителям как поступала не всегда точная, но всегда с опозданием, так и поступает. И все чаще в ответ на предложения о внедрении новых информационных технологий в управлении слышится отказ.

Прочитать статью полностью вы можете в печатной версии журнала

Copyright © 1994-2016 ООО "К-Пресс"